Эссе. Мое отношение к обновленным ФГОС с 1 сентября 2022г
Моё отношение и видение перспектив
после внедрения ФГОС с 1 сентября 2022 года.
Отметим, что внедрение ФГОС было продиктовано всем опытом работы системы образования в правовом поле, полномерно очерченном законодательными документами второго поколения Федеральных государственных образовательных стандартов и опытом работы каждого педагога – практика. Очевидно, что новый законодательный акт внесёт необходимые дополнения и структуризацию в организацию учебного процесса. Именно этого ждут все заинтересованные граждане, пребывающие в правовом поле системы образования, от инноваций 2022 года.
Следует признать, что образовательное пространство в целом и учительское сообщество, как его составляющая часть, нуждались в обновлённой законодательной базе и рекомендациях, ключевым содержанием которых явились разъяснения концепции воспитания, его приоритета. Также актуально внимание к инновационным технологиям образования, особенно тем, которые выстраиваются с привлечением широкого спектра возможностей цифровых ресурсов.
Уже сегодня можно говорить о том, что каждый педагог является активным потребителем контента цифровых образовательных платформ. Следовательно, этим фактором обеспечивается и доступ обучающихся к новейшим разработкам, представленным теми педагогами нашей страны, которые, являясь лидерами, чуть раньше, чем появились обсуждаемые сегодня нововведения, уже разработали и предложили почти идеальные условия подготовки выпускников на всех уровнях образования.
Начало учебного года – это дата для обучающихся и их родителей (законных представителей). Для учительского сообщества дата другая. Мы уже сейчас пребываем в стадии разработки и утверждения общеобразовательных программ и программ учебных предметов(курсов).
Следует отметить, что обновление содержания образования гуманитарных предметов – есть действенный ответ на вызов сложного, с точки зрения политического и социального развития Российской Федерации, исторического периода. Требование тщательного отбора контента цифровых образовательных ресурсов представляется едва ли не важнейшим. Не секрет, что поколения детства и юношества предпочитают занятия именно в цифровой образовательной среде. ФГОС, принимая и разделяя реальность нашей действительности, актуализирует роль учителя в процессе транслирования учебной информации.
Не только безопасность собственно образовательного ресурса, но и безопасность для становления личности подростка, духовно - нравственной составляющей материалов должны стать объектом пристального внимания педагога при подготовке к уроку. Учитель должен понимать, что у обучающихся нет тех знаний и опыта, которые позволяют педагогу отбирать необходимые образовательные ресурсы для максимально эффективного выстраивания образовательной траектории. Отсюда и требование ведущей роли воспитательной задачи в образовательном процессе: ученик должен доверять учителю. Именно этого ожидают все, кто выбрал путь служения в системе образования. Новый ФГОС предусматривает и регламентирует этот путь развития.
Внимание к гуманистической составляющей процесса подтверждает закреплённую в законе «Об образовании» (ФЗ № 273 от 29.12. 2012) общую тенденцию развития образования как важнейшей составляющей социальной сферы жизни российского общества. Требования времени таковы, что мы должны готовить ребят к жизни в обществе будущего, о котором мы можем только догадываться. Но, с точки зрения воспитания, мы должны настаивать, что основополагающим фактором в непростой реальности нынешнего дня является требование, пусть даже вызов, уважения людей друг к другу, принятия и признания особенностей человека. Сейчас это называется толерантностью. Пусть так, но это очень своевременное требование, которое, став программым компонентом, способно значительно стабилизировать повседневность в целом. Да, это всегда было. Но на законодательном уровне – впервые.
- Чего ждёт учитель?
- Учеников.
Независимо от оформления законодательной базы, все мы знаем, что 1 сентября (и не важно какой это день недели) начнётся со встречи с ребятами, повзрослевшими, загорелыми, выросшими – далеко от темы эссе? А как же требование индивидуального подхода?
Кого – то пугает, но творческий педагог всегда будет приветствовать требование внимания к человеку. К маленькому человеку, ребёнку.
В задании было сказано, что надо оформить своё мнение. Поэтому поясню, что я более десяти лет отдала начальной школе, являясь на момент написания эссе, учителем русского языка и литературы.
Я с оптимизмом вижу 1 сентября 2022 года сквозь призму нового законодательного акта. Это большая ответственность – практика разработки уроков в соответствии с требованиями безопасности в сети, толерантности, глубокого понимания культурологической составляющей, заложенной в каждом предмете, - но, вместе с тем, это развитие собственного педагогического потенциала. Необходимость непрерывного образования, давно ставшая практикой для современного учителя, теперь закреплена законодательно. Это не может не радовать, если человек осознанно выбирал профессию. Не всё, о чём мечталось, закреплено во ФГОС. Но документ позволит выстраивать программу образования средствами каждого учебного предмета. Это то, о чём всегда мечтали люди, пришедшие в профессию позову сердца.